Психологическая и метафизическая интоксикация как следствие свободного доступа к психологическим знаниям

Современное общество испытывает информационный удар, ведь любые данные стали доступны широком кругу людей, льётся на общество в самом легкодоступном виде из телевизора, интернета и радио. Однако не каждому дано переварить весь этот поток без осложнений. А у некоторых психика не выдерживает этого напора.

Психологическая интоксикация

Синдром метафизической интоксикацииПсихологическая интоксикация развивается на фоне переизбытка информации, которую пациент пытается по-своему классифицировать, размышляя над бессознательной мотивацией поведения тех или иных личностей, постепенно увлекаясь такого рода психоанализом себя, своих близких и родственников. По сути это рассуждательный и непродуктивный интерес к таким наукам, как психология и психотерапия. Больной пытается осознать и подать себя с точки зрения выгодных для него психологических концепций, которые позволяют ему избежать ответственности за своё поведение, вывести себя за рамки влияния категорий нравственности.

В итоге истинная жизнь, чувства, поступки и мысли зашумливаются постоянными размышлениями. Интоксикация психологическая становится всё более распространённым явлением. И этим человечество обязано свободному доступу всех желающих к психологическим знаниям. Результатом такой информированности является развивающаяся у определенного числа людей иллюзии того, что наука психология знает как жить правильно, не допуская развития комплексов и появления ошибок. Больной, находящийся под влиянием данной идеи, часто бывает парадоксально энтузиастичен, и, даже, не испытывая на данный временной промежуток никаких проблем или затруднений, всё равно, как бы впрок, обращается к врачу. Однако хуже всего то, что симптомы психологической интоксикации вовсе не ограничиваются самокопанием. Хотя оно тоже рано или поздно приводит к кризису и взрыву. Пациенту свойственны попытки точно также разобраться во внутреннем мире окружающих его людей – родителях, жене, детях, друзьях, коллегах. Больной много читает специфической литературы и ищет в себе и окружающих всё то, что встречает в книгах. Не удивительно, что многое получается найти.

Различие подходов между разными научными школами и отсутствие конкретики в моделях, которые они предлагают, окончательно запутывают больного и он не способен принимать никакие жизненные решения. Любую мотивацию он ставит под сомнение и находит несколько бессознательных механизмов, которые противоречат друг другу. Действия подменены бесконечными, не приносящими никаких реальных плодов наукообразными психоаналитическими пережёвываниями. Иногда состояние интоксикации такого рода, приводит пациента к мысли о необходимости подвергнуть психоанализу своих близких. Это приводит к разладам в отношениях, потере друзей, ссорам и разводам.

Метафизическая интоксикация

Метафизическая интоксикация представляет собой однообразную абстрактную интеллектуальную активность, которая направлена на принятие самостоятельного решения, основанного на обдумывании «вечных проблем», таких как смысл жизни, предназначение рода человеческого, искоренение войн, поиск истины, создание систем мировоззрения, перестройка общества и многое другое. Это всё настолько занимает внимание пациента, становится настолько ярко эмоционально окрашенной и плохо поддающейся критике, что даёт возможность говорить о наличии сверхценных идей. Вот только вся эта активность выражается только в рассуждениях, размышлениях, как максимум в написании сочинений. На обыденное поведение ни одна из этих идей слияния не оказывают. То есть больной не пытается ни воплощать эти идеи в реальность, ни проводить их практических испытаний, ни агитировать приверженцев. Иногда попытки, правда, делаются, однако, в случае первых же неудач пациент полностью их прекращает. До сих пор не удалось обнаружить ни одного явного психогенного фактора, провоцирующего проявление интоксикации данного вида. Чаще всего этот синдром наблюдается у юношей старшего и среднего подросткового возрастов.

Особенности психогенеза патологии

Всё дело в том, что как средний, так и старший подростковый возраст характеризуется интенсификацией развития абстрактной формы мышления, а особенно выраженным он становится в случае наличия шизоидных и психастенических черт личности. Это стимулирует мыслительную и познавательную деятельность, выраженную через рассуждения.

Это период осознания ребёнком себя в качестве личности. Данный возраст характеризуется реакцией эмансипации, отражающейся в критике идей, господствующих в обществе. Юный человек стремится найти своё место, начать создавать духовные ценности и заявить о них вслух. Однако все эти стремления, при дефиците знаний и жизненного опыта порождают примитивизм в суждениях и сложнейших проблемах мировоздания. Как образно выразился по этому поводу в 1880 году известный психиатр из Германии Н. Schute, у такого подростка «зенит человеческих чувствований» соединенный с «детским кругозором» напоминает «голову гиганта на плечах ребёнка». Метафизическая интоксикация не препятствует достижению хороших результатов в учёбе или других видах деятельности, не мешает нормально социально адаптироваться, а её прогноз благоприятен. По достижению пубертатного периода все проявления этой патологии постепенно уменьшаются вплоть до полного исчезновения.

Что делать при метафизической интоксикации?

Конечно, ребёнок перерастёт всё это, однако задача педагогов, психологов и родителей облегчить и ускорить процесс становления у него правильных идей и ценностей, а также не допустить манипулирования такими неокрепшими душами со стороны нечистоплотных политиков и членов преступных сообществ.

Похожие записи

  • Показать ещё
  • Психологическая и метафизическая интоксикация как следствие свободного доступа к психологическим знаниям: Один комментарий

    1. Dustincat

      Присоединяюсь. И я с этим столкнулся. Можем пообщаться на эту тему. Здесь или в PM.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    один × один =