Содержание
Тревожное состояние – постоянное необъяснимое ощущение, что произойдет что-то ужасное. Человек при этом испытывает психологический и физический дискомфорт.
Как проявляется тревожное состояние
В состоянии тревоги человек не может ни на минуту расслабиться. Его постоянно преследует ощущение неизбежно надвигающейся опасности. Он осознает, что бессилен что-либо изменить, предотвратить. Чувство безысходности, отсутствие надежды на лучшее – постоянные спутники тревожного расстройства.
Человек не в состоянии взять себя в руки, преодолеть свои опасения и страхи. Аппетит снижен, сон нарушен. Во сне больной часто просыпается, вскрикивает, спит поверхностно, пробуждается от малейшего шороха. Работоспособность снижается. Человек не может сосредоточиться на выполнении работы, концентрация внимания снижена. На пике тревожного состояния души часто возникают панические атаки, которые выражаются эмоциональными нарушениями:
- плаксивость,
- раздражительность,
- беспричинная агрессия
и вегетативными нарушениями:
- удушье,
- тахикардия,
- гиперемия лица,
- пот,
- озноб,
- тремор,
- головокружение,
- диспепсические явления
Виды тревожных состояний
В зависимости от возраста, различают раннюю детскую, школьную, подростковую, взрослую тревожность.
Детская возникает вследствие:
— негативно протекающей беременности, родов у матери;
— заболеваний головного мозга первого года жизни;
— нарушенных детско-родительских отношений – материнская депривация (холодность), тревожность самой матери по любому незначительному поводу, передающаяся ребенку, боязнь малыша сделать что-то не так и быть наказанным;
— проблем в общении со сверстниками и воспитателями. Эти проблемы могут служить как причиной, так и следствием детской тревожности, образуя «замкнутый порочный круг».
Школьная выделена в психологии как отдельный вид тревожности. Связана со стрессом детей, психологически неподготовленных к новому образу жизни – обучению в школе. Период поступления в школу приходится на очередной возрастной криз – 7 лет. Некоторые дети, в силу своего темперамента, эмоциональной неустойчивости, заниженной самооценки, не в состоянии адаптироваться к новым условиям. Им трудно справится с учебными и психологическими нагрузками, они испытывают стресс, порождающий стойкую тревожность. Особенно школьной тревожности подвержены дети, не посещавшие до школы детский садик, а также имеющие проблемы в семьях.
Причины подростковой тревожности те же, что и детской. На первый план у тинейджеров выходят коммуникативные проблемы, переживания быть не принятым в среде сверстников. В этом возрасте провоцирующими факторами становятся злоупотребление алкоголем, курение, наркотики. Также в возникновении состояния тревоги у подростков играет роль гормональная перестройка, вызванная пубертатным возрастным кризом.
Взрослая тревожность может иметь биологические (генетическая предрасположенность, соматические, психические расстройства, гормональные изменения на фоне беременности, климакса) и психологические (реакция на стресс, особенности темперамента и типа личности, негативный опыт взаимоотношений с окружающими) предпосылки.
Также различают ситуативное и генерализованное тревожное состояние. Первое возникает только в определенной ситуации (например, в транспорте, при большом скоплении людей, в лифте, в темноте), второе сопровождается постоянной неясной тревогой. Люди не могут описать, чего именно они опасаются, испытывают постоянный дискомфорт, беспокойство, нередко сопровождающееся приступами паники, вегетативными нарушениями.
Что делать с тревогой
Временно снять тревожность можно следующими способами:
- принять теплую расслабляющую ванну с успокоительными травяными сборами;
- выйти на воздух, прогуляться;
- выпить седативные настои или отвары из трав;
- загрузить себя физической работой или физическими упражнениями;
- заняться йогой;
- «уйти с головой» в свою текущую работу;
- отправиться в путешествие;
- сделать приятные покупки;
- съесть что-нибудь вкусное;
- пообщаться с приятными людьми;
- заняться любимым делом, хобби;
- сходить в парикмахерскую, спа-салон, посвятить время только себе;
- сделать то, от чего всегда получал удовольствие.
Если тревожное состояние длится долго, перечисленные кратковременные способы не помогают, необходимо обратиться к специалисту – психологу, психотерапевту.
Специалист выявит возможные факторы, вызывающие состояние. Коррекция и лечение будут состоять из:
— устранения причин – медикаментозное лечение соматических, психических заболеваний, нормализация режима дня, отказ от вредных привычек;
— психотерапевтического воздействия.
Психотерапия тревожных состояний
Психотерапия тревожных состояний включает:
- когнитивно-поведенческую – пациенту разъясняют возможные причины тревожного состояния, вместе с терапевтом находят пути выхода из него, помогают взглянуть на ситуацию другими глазами;
- рациональную – больного обучают техникам повышения самооценки, снятия тревожности, навыкам эффективного общения;
- песочную и арт-терапию (танцевальная, музыко-, сказкотерапия, терапия изобразительным искусством, архитектурой) – релаксационные методики, способствующие снятию мышечных зажимов, выходу отрицательных эмоций, развитию чувства прекрасного, духовному наполнению;
- гипноз – внушение, что страхи беспочвенны, нет никаких причин тревожиться;
- семейную – работа со всей семьей пациента, направленная на разъяснение сути его проблемы, налаживание конструктивного общения и взаимопонимания между домочадцами.
С детьми проводят:
- рисуночные методики снятия тревоги (малыши рисуют свои страхи, комкают бумагу и выкидывают),
- игровую психотерапию (разыгрывают ситуации, вызывающие тревожность у ребенка и способствуют изменению его взглядов на проблему),
- вырабатывают специальные установки и правила, чтобы не бояться, обучают расслабляющим методам.
Отдельная роль принадлежит психологическим тренингам с его родителями, воспитателями и учителями.